О том чтобы открыть свой бизнес мечтают многие. Однако не все знают,
Встречные проверки: критерии отбора
По каким критериям налоговая отбирает хозсубъекты для встречных проверок?
Второй раздел Методрекомендаций в организации и проведении ГНАУ встречных проверок, утверждённых приказом ГНАУ за № 236 от 22.04.2011 г. (Рекомендации № 236 – в дальнейшем), очень подробно прописывает критерии отбора хозсубъектов для проведения встречных проверок.
Обычно для встречной проверки отбираются хозсубъекты, по которым возникла необходимость сравнения данных бухгалтерских и иных первичных документов, нуждающихся в документальном подтверждении хозсвязей/отношений с проверяемым налогоплательщиком: их хозотношений, вида и количества операций расчётов, осуществлённых между ними, для подтверждения реальности/наличия как самих хозсвязей, так и полноты отображения в бухучёте налогоплательщика – пункт 2.1. Рекомендаций № 236. Право решать вопрос о том, действительно ли возникла такая необходимость, возложено на служебные/должностные лица ГНАУ по выводам анализа имеющихся в распоряжении ГНАУ данных и обнаруженных несовпадений/неточностей в декларациях о налогах налогоплательщика и хозсубъекта – пункт 2.2. Рекомендаций № 236. Следовательно, такие решения можно считать субъективными. Но пунктом 2.3 Рекомендаций № 236 определены более конкретные признаки хозсубъектов, которым следует уделить повышенное внимание при отборе для проведения встречной проверки, и которые эту проверку пройдут неминуемо:
— состояние хозсубъекта, отличное от нулевого;
— установлены факты, свидетельствующие (или которые могли бы свидетельствовать) о ведении фиктивной деятельности хозсубъектом. Особую заинтересованность вызывает формулировка «могли бы свидетельствовать» — совершенно неконкретная и не корректная. Налогоплательщику и его контрагентам остаётся лишь гадать о причинах проведения встречной проверки;
— имеются расхождения и/или неточности в сданной отчётности за определённый налоговый период – квартал/месяц — в налоговых декларациях по НДС сумм, свыше 50 тыс. грн., по налоговым обязательствам/кредитам хозсубъекта.;
— если налогоплательщик отразил в декларации по НДС за налоговый период корректировку сумм свыше 500 тыс. грн. налоговых обязательств/налогового кредита, общих и валовых доходов/затрат относительно хозсубъекта;
— если подобная корректировка отображена по операциям с ФЛП, верхний допустимый предел корректировки не может превышать 25 тыс. грн.;
— если в отношении хозсубъекта у ГНАУ имеется в наличии информация о применении схем минимизации/уклонения от уплаты налогов, и возникла необходимость отследить движение товаров/работ/услуг по всем поставщикам/покупателям по цепочке: от производителя/импортёра к конечному потребителю, чтобы подтвердить/опровергнуть имеющуюся информацию. Заметим, что в рамках закона минимизация налогообложения может применяться, и так как законодательно разрешена, то не является рисковым фактором. Но, в Украине минимизация налогов даже строго в рамках закона, пользуется дурной репутацией и практически повсеместно отождествляется с уклонением от налогообложения;
— наконец, в группу высокой вероятности прохождения встречной проверки попадают те хозсубъекты, с которыми налогоплательщик производил операции, вызывающие сомнение в их реальности, или же имеют место факты, подтверждающие недействительность этих операций, что также позволяет очень широко аргументировать необходимость встречной проверки, так как заподозрить недействительность операции можно по любой надуманной причине, например: отсутствие на балансе налогоплательщика транспортных средств для грузоперевозок, в то время как эти грузоперевозки производило третье лицо.
Таким образом, если Ваше предприятие – хозсубъект – отвечает хотя бы одному из вышеприведённых критериев, то встречной проверки Вам не избежать.
Согласно пункту 2.4. Рекомендаций № 236, встречные проверки не проводятся (даже запросы на них не направляется) в отношении контрагентов — крупных налогоплательщиков, имеющихся в Реестре крупных налогоплательщиков в соответствующем году, по операциям с которыми сумма НДС за налоговый период не превышает 50 тыс. грн. Но, если орган ГНАУ всё-таки пришлёт подобный запрос, вопреки Рекомендациям № 236, и при этом будут соблюдены все требования пункта 73.5 НКУ и Порядка № 1232, не следует его игнорировать. Хотя, если хозсубъект имеет причины не реагировать на него, можно, сославшись на пункт 2.4. Рекомендаций № 236, отказаться предоставить запрашиваемую информацию.